alex_02_02_1959 (alex_02_02_1959) wrote,
alex_02_02_1959

Комментарии к очерку о "Перевале Дятлова"

На сайте  murders.ru/Dyatloff_group_1.html  находится очерк Ракитина А.И. "Смерть идущая по следу", посвященный гибели группы туристов под руководством Игоря Дятлова в феврале 1959 года на Северном Урале. Сейчас это печальное место называется "Перевал имени группы Дятлова".
Давно собирался прокомментировать этот очерк, только сейчас начали получаться более связные мысли. И то не по всем моментам, поэтому писать буду частями. Объем большой, соответственно мыслей "по теме" много.  Про достоинства или недостатки очерка писать пока рано, надо чтобы материал "отстоялся в головах". Но одно достоинство несомненно. Это произведение заставляет думать,  анализировать и осмыслять имеющуюся информацию. Что полезно в любом случае. Соответственно заранее извиняюсь за путанные и незаконченные мысли. Кое-что приходит в голову прямо во время написания этого текста.
Итак, начнем. Я буду приводить отрывок из очерка и свои комментарии (замечания) к нему. С цельным текстом любой желающий может ознакомиться по указанному выше адресу. Кому-то отдельные комментарии могут показаться мелкими и несущественными. Но если я пишу на тему, значит по каким-то причинам я хочу ее выделить. К некоторым комментариям я буду возвращаться вновь, в более поздних записях.

СТРАНИЦА 1.

Из очерка:
"Во 2-м Северном членов группы привлёк склад геологических образцов. По крайней мере один геологоразведочный керн с пиритом они взяли с собою. Во время пребывания в посёлке (т.е. 27-28 января) один из туристов, Юрий Юдин, заболел."

По словам Юдина он заболел во время поездки на открытой грузовой машине по дороге во 2-Северный.

См. http://aleksej-koskin.ya.ru/posts.xml?tag=9343777 главу «Почему вернулся Юрий Юдин»

Из очерка:
"Проводник Иван, утомлённый подъёмом на перевал, несколько отстал, а потом и вообще сел отдыхать, отказавшись сопровождать студентов. Слобцов и Шаравин двинулись вперёд одни. Через некоторое время их внимание привлекла чёрная точка на северо-восточном склоне Холат-Сяхыл, приглядевшись, студенты поняли, что видят частично засыпанную снегом палатку."

По словам Шаравина проводник остался в районе перевальной седловины, но указал студентам направление, куда примерно с его точки зрения надо идти. Они пошли в указанном направлении и через некоторое время увидели палатку. То, что события происходили именно в такой последовательности, Шаравин осознал уже позже. Кстати именно этот проводник позже предложил выпить «за упокой».

"Группа Слобцова снова разделилась: часть сил была направлена на розыск лабаза, кто-то стал собирать палатку, а двое поисковиков - Юрий Коптёлов и Михаил Шаравин - отправились в долину Лозьвы для поиска нового места для лагеря. Они поднялись на перевал и стали таким образом, что гора Холат-Сяхыл оказалсь у них по левую руку, долина Ауспии - за спиной, а прямо перед ними - долина реки Лозьвы. Их внимание привлёк высокий кедр, стоявший на высоком пригорке над ручьём, несколько ниже перевала. Ручей этот являлся одним из многочисленных притоков Лозьвы, в тот зимний день он, разумеется, был полностью скован льдом и занесён снегом. Кедр стоял на крутом берегу ручья, чтобы подняться к нему от ручья следовало преодолеть примерно 5-7 м. склона. Ровная площадка, на которой располагалось дерево, являлось отличным местом обзора склона Холат-Сяхыл и поисковики, не сговариваясь, направились к нему."

Точный путь поисковиков, нашедших кедр сейчас конечно не установить, но как я понял из рассказов, они спустились к кедру сверху. Почему я это упоминаю. В 1999 году во время похода на 40-летие гибели группы по их предполагаемому маршруту мы пытались найти кедр, съехав сверху, из района местонахождения палатки. Мы осмотрели все большие деревья рядом с руслом и в результате не нашли искомого дерева. В 2008, во время первой летней экспедиции на перевал, мы также сначала пытались найти кедр спустившись к нему со склона Холат-Сяхля, вдоль русла ручья. Но в первый день тоже не нашли ТОГО кдра, несмотря на присутствие Мохова и Юдина. На следующий день решили действовать по другому. Я работал в паре с Юдиным и мы решили выйти на перевальную седловину и пойти вниз в долину Лозьвы по наиболее логичному пути, по линии стока воды. И уже через 40 мин. мы стояли у кедра, который нетрудно было опознать по фотографиям. Дело в том что кедр действительно стоит на крутом пригорке и снизу от основного русла практически не виден. Чем и были обусловлены неудачи предыдущих поисков. Спускаясь же по распадку с перевала сам собой склон к нему выводит. Я подозреваю что поисковики в день находки кедра также спустились к нему с перевальной седловины. По крайней мере именно так я понял из объяснений Шаравина.

И еще замечание. Снизу, от подножия кедра, склон Холат-Сяхля не виден. Чтобы его рассмотреть, надо подняться на дерево, хотя бы метра на три-четыре. Конечно в 1959 растительность была другой, и все же сомнительно чтобы тогда от подножия кедра был виден склон. Не деревья, так кустарник бы заслонял. А мы знаем что вокруг кедра все же были деревья, хоть и небольшие. Зато если залезть на дерево панорама склона открывается великолепная. Он виден в широком ракурсе, включая место палатки.

Из очерка:
"Не доезжая до дерева примерно 10-15 м. они остановились, потому что увидели два трупа, лежавшие непосредственно под кедром. Рядом без труда м.б. разглядеть следы старого костра. Снега было немного - всего 5-10 см. - поскольку дерево росло на довольно продуваемом ветрами месте."

Действительно, там такое интересное место, что кругом снега много, а именно на площадке у кедра его выпадает меньше. Может геометрия склона как-то влияет на движения воздушных потоков, не знаю. Но в феврале 2010 во время эксперимента Сергея Семяшкина мешки у кедра, имитирующие тела, были присыпаны снегом тоже на несколько сантиметров (см. http://video.yandex.ru/users/aleksej-koskin/view/7/#hq ). Даже с учетом того что с 1959 года растительность там поменялась, этот факт повторился практически точно.

Продолжение следует...
Tags: group djatlov's pass

Comments allowed for friends only